Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
https://repo.nspu.ru/handle/nspu/5000
Название: | Исследование изменений в преобладающих психических состояниях у студентов с различным уровнем академической успеваемости |
Другие названия: | Science for Education Today. - 2024. - № 2. - С. 231-249 |
Авторы: | Казакова, И. В. Тихолаз, Т. М. Сарф, Е. А. Бельская, Л. В. |
Ключевые слова: | академическая успеваемость активация деактивация нервно-психическая устойчивость ситуативная тревожность социально-психологическая адаптация тонус |
Дата публикации: | 2024 |
Библиографическое описание: | Казакова, И. В. Исследование изменений в преобладающих психических состояниях у студентов с различным уровнем академической успеваемости / И. В. Казакова, Т. М. Тихолаз, Е. А. Сарф, Л. В. Бельская // Science for Education Today. - 2024. - № 2. - С. 231-249. - Библиогр.: с. 241-243 (23 назв.). - : 1 табл., 2 рис.. - Текст : электронный |
Краткое описание: | Трудности периода адаптации повышают уровень тревожности и психологического напряжения студентов, что негативно сказывается на академических успехах первокурсников. Несмотря на то, что в исследованиях последних лет выявлено множество концептуально различных коррелятов академической успешности, проблема психических состояний студентов первого курса в контексте оценки результатов их учебной деятельности остается мало изученной в теоретическом и эмпирическом плане. Поэтому проблемы выявления группы риска по академической успеваемости и сохранение контингента обучающихся не теряют своей актуальности. Цель исследования - выявление психических состояний обучающихся, характеризующих уровень академической успеваемости. Для выявления особенностей психических состояний студентов проводилась оценка психических состояний на психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом уровнях, которая осуществлялась с помощью следующих методик: "Шкала психологического стресса PSM-25" Лемура-Тесье-Филлиона (в адаптации Н. Е. Водопьяновой, 2009), методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе "Прогноз-2" (В. Ю. Рыбников), шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности (Ч. Д. Спилбергер, 1973, адаптирована Ю. Л. Ханиным, 1978), методики определения доминирующего и актуального состояния (Л. В. Куликов), методики диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд, 1954, адаптирована Т. В. Снегиревой (1987), А. К. Осницким). В исследование включены 56 студентов 1 курса очного отделения факультета математики, информатики, физики и технологии Омского государственного педагогического университета. Ограничения исследования. К ограничениям исследования можно отнести небольшой объем выборки, однократность и проведение на студентах одного факультета. Требуется проверка возможности распространения гипотезы на студентов других факультетов. В результате проведенного исследования авторами определены шкалы методик для диагностики психических состояний: "тонус", "активация - деактивация", "ситуативная тревожность", "психологический стресс", по которым выявлены статистически значимые изменения у студентов с разным уровнем академической успеваемости. Авторами показаны различия в преобладающих психических состояниях у студентов с разной академической успешностью. Полученные результаты исследования можно использовать в построении программы социально-психологического сопровождения первокурсников для своевременного выявления рисков дезадаптации и снижения академической успеваемости. |
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): | https://repo.nspu.ru/handle/nspu/5000 |
ISSN: | 2658-6762 |
Располагается в коллекциях: | Статьи |
Файлы этого ресурса:
Файл | Размер | Формат | |
---|---|---|---|
issledovanie-izmeneniy-v-preobla.pdf | 799,87 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.