Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://repo.nspu.ru/handle/nspu/5421
Название: Модель управленческих компетенций преподавателя высшей школы: анализ перспектив развития в условиях цифровизации образования
Другие названия: Science for Education Today. - 2025. - № 2. - С. 139-160
Авторы: Кормильцева, Е. А.
Адельшин, А. В.
Букушева, А. В.
Сокур, Е. А.
Шмакова, А. П.
Бурмистрова, Н. А.
Ключевые слова: высшее экономическое образование
интерактивное обучение
искусственный интеллект
коллективная деятельность
коммуникация
метод экспертного оценивания
управленческие компетенции
цифровизация образования
цифровые технологии
Дата публикации: 2025
Библиографическое описание: Кормильцева, Е. А. Модель управленческих компетенций преподавателя высшей школы: анализ перспектив развития в условиях цифровизации образования / Е. А. Кормильцева, А. В. Адельшин, А. В. Букушева [и др.] //  Science for Education Today. - 2025. - № 2. - С. 139-160. - Библиогр.: с. 151-153 (21 назв.). -  : 5 рис., 3 табл.. - Текст : электронный
Краткое описание: Статья посвящена проблеме совершенствования коммуникативной образовательной среды с позиций адаптации системы высшего образования к цифровому формату. Цель работы - выявить направления развития модели управленческих компетенций преподавателя экономического вуза в условиях цифровой трансформации образования. Методологической основой работы является правило Парето (20/80), позволяющее оценить потенциал цифровых ресурсов и технологий для совершенствования модели управленческих компетенций преподавателя в цифровую эпоху. В ходе исследования использовались методы экспертного оценивания, ассоциативно-лингвистического анализа, а также социологический опрос студентов и преподавателей экономических факультетов Финансового университета при Правительстве РФ, Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского с целью оценки значимости цифровой специфики коммуникационного взаимодействия субъектов образовательного процесса. На основании теоретического анализа проблемы исследования выделен компонентный состав модели управленческих компетенций преподавателя в системе высшего экономического образования, включающий коммуникативный, содержательный, технологический и организационный блоки. Содержание компонентов модели демонстрирует важность цифровой специфики современного коммуникационного знания для эффективной координации деятельности участников образовательного процесса, в том числе повышения уровня интерактивного взаимодействия. Использование метода экспертных оценок позволяет ранжировать уровень влияния цифровых технологий на динамику развития компонентов модели управленческих компетенций. Ассоциативно-лингвистический анализ визуализирует тесную связь результатов идентификации респондентами категории «управленческие компетенции» с общими тенденциями цифровизации. Полученные результаты подтверждают справедливость принципа Парето в части согласованности содержания управленческих компетенций с цифровым форматом социально-экономических отношений: 20 % компонентного состава управленческих компетенций преподавателя составляют навыки владения цифровыми технологиями, сформированность которых гарантирует 80 % образовательного результата с позиций эффективной коммуникации в различных информационных средах. Результаты исследования позволяют сделать вывод о высоком потенциале цифровых ресурсов и технологий для развития модели управленческих компетенций преподавателя в части повышения интерактивных характеристик коммуникационного взаимодействия, возможности интеграции знаний в различных информационных средах, а также роста мотивации студентов, несмотря на когнитивную перегруженность «цифровой» реальности.
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): https://repo.nspu.ru/handle/nspu/5421
ISSN: 2658-6762
Располагается в коллекциях:Статьи

Файлы этого ресурса:
Файл РазмерФормат 
model-upravlencheskih-kompetenci.pdf773,66 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.