Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
https://repo.nspu.ru/handle/nspu/5419
Полная запись метаданных
Поле DC | Значение | Язык |
---|---|---|
dc.contributor.author | Баркова, В. В. | |
dc.contributor.author | Савченков, А. В. | |
dc.contributor.author | Мамылина, Н. В. | |
dc.contributor.author | Кирсанов, В. М. | |
dc.contributor.author | Семченко, А. А. | |
dc.contributor.author | Леушканова, О. Ю. | |
dc.contributor.author | Уварина, Н. В. | |
dc.date.accessioned | 2025-10-09T06:34:53Z | - |
dc.date.available | 2025-10-09T06:34:53Z | - |
dc.date.issued | 2025 | |
dc.identifier.citation | Баркова, В. В. Профессиональная направленность и ее роль в социализации личности студента в культурно-образовательном пространстве высшей школы / В. В. Баркова, А. В. Савченков, Н. В. Мамылина [и др.] // Science for Education Today. - 2025. - № 2. - С. 95-114. - Библиогр.: с. 104-106 (27 назв.). - : 1 табл.. - Текст : электронный | |
dc.identifier.issn | 2658-6762 | |
dc.identifier.other | sbo.1789044 | |
dc.identifier.uri | https://repo.nspu.ru/handle/nspu/5419 | - |
dc.description.abstract | В статье представлен теоретизированный обзор специфических особенностей (граней) социализации личности студента, адаптированный к условиям многовекторных социальных вызовов современности, а также проведена оценка влияния нерегламентированной (творческой) и жестко алгоритмизированной профессиональной направленности на процесс социализации личности студента в культурно-образовательном пространстве высшей школы. Интерес к проблеме исследуемых феноменов продиктован современными дискуссиями вокруг культурно-образовательного пространства высшей школы, специфики его саморазвертывания в быстро и порой непредсказуемо меняющейся социальной реальности. Цель статьи заключается в изучении феномена профессиональной направленности и ее роли в социализации личности студента в культурно-образовательном пространстве высшей школы. Методологическую основу исследования составили социально-философский и системный подходы. Авторы использовали методологические принципы диалектики, историзма, детерминизма, единства сознания и деятельности, развития и личностного подхода (А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др.); принцип социокультурной обусловленности процессов и явлений (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.); принцип системного подхода к изучению целостной личности и индивидуальности (A. B. Карпов, Б. Ф. Ломов, B. Д. Шадриков, Е. Ф. Ященко и др.); \ принцип метасистемности как общий принцип организации (A. B. Карпов, Е. В. Карпова, Е. Ф. Ященко); принцип системогенетического подхода к исследованию проблем профессионального становления и реализации субъекта труда (Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков). Среди методов, которыми пользовались авторы, следует обозначить: сравнительно-исторический, дедуктивный, хронологический, обобщение и анализ. Для оценки профессиональной направленности личности использовалась психодиагностическая методика О. П. Елисеева «Направленность личности». Основные результаты заключаются в выявлении роли профессиональной направленности в социализации личности студента в культурно-образовательном пространстве высшей школы, а именно: 1) установлено, что профессиональная направленность отождествляется с проявлением общей направленности в профессиональной деятельности, характеризуя избирательное отношение к профессии, определяясь всеми побуждениями в мотивационной сфере личности человека; 2) выявлено, что традиционно профессиональная направленность включает в себя различающиеся между собой подсистемы технической и гуманитарной подготовки, которые были выделены на основании критерия, отражающего взаимосвязь личностных характеристик и профессиональной сферы; 3) обоснована позиция, согласно которой направленность личности играет одну из ключевых ролей в профессионализации индивида, определяет его мотивацию, а также способствует успешной социализации в условиях обучения в вузе. Авторами выделены актуальные проблемы феномена профессиональной направленности личности как сложно структурированной системы когнитивного знания, выступающей основой для овладения студентом понимания гуманистической роли профессионального образования в развитии не просто индивидуальной зоны компетентностного поля действий, но, прежде всего, гражданской ответственности за качество собственной деятельности в означенной сфере социального бытия. В заключении делаются выводы о том, что авторами в результате теоретического анализа выявлены специфические особенности генезиса понятий (профессионализация личности, направленность личности, социализация, профессиональная направленность) в сравнительно-сопоставительном контексте социально-философской парадигмы социокультурных характеристик образования. Обоснована позиция, согласно которой профессионализация с учетом направленности личности студентов в культурно-образовательном пространстве высшей школы является критерием их социализации. | |
dc.language | rus | |
dc.subject | высшая школа | |
dc.subject | направленность личности | |
dc.subject | образование | |
dc.subject | профессионализация личности | |
dc.subject | профессиональная направленность | |
dc.subject | самоактуализация | |
dc.subject | социализация | |
dc.title | Профессиональная направленность и ее роль в социализации личности студента в культурно-образовательном пространстве высшей школы | |
dc.title.alternative | Science for Education Today. - 2025. - № 2. - С. 95-114 | |
Располагается в коллекциях: | Статьи |
Файлы этого ресурса:
Файл | Размер | Формат | |
---|---|---|---|
professionalnaya-napravlennost-i.pdf | 702,81 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.