Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
https://repo.nspu.ru/handle/nspu/4995
Название: | Фундаментальные теоретические конфликты в науке о критическом мышлении |
Другие названия: | Science for Education Today. - 2024. - № 2. - С. 100-123 |
Авторы: | Голубинская, А. В. Вяхирева, В. В. |
Ключевые слова: | включенный подход конструктивизм критического мышления критическое мышление натурализм критического мышления природа критического мышления релятивизм критических навыков специализированный подход стандарты критического мышления трансфер критических навыков универсализм критических навыков |
Дата публикации: | 2024 |
Библиографическое описание: | Голубинская, А. В. Фундаментальные теоретические конфликты в науке о критическом мышлении / А. В. Голубинская, В. В. Вяхирева // Science for Education Today. - 2024. - № 2. - С. 100-123. - Библиогр.: с. 113-116 (54 назв.). - : 1 табл.. - Текст : электронный |
Краткое описание: | В статье исследуются причины отсутствия научного консенсуса о критическом мышлении. Несмотря на то, что это понятие стало одним из ключевых для современной культуры, его содержание не определено, а организационные решения остаются дискуссионными. В данной статье мы предлагаем сфокусировать внимание не на пробелах в нашем знании о критическом мышлении, а на поиске причин того, что именно препятствует достижению консенсуса по этим вопросам. Цель статьи - установить фундаментальные неопределенности и теоретические конфликты в науке о критическом мышлении, препятствующие решению терминологических и организационных аспектов проблемы. Исследование носит теоретический характер и опирается на агнотологический подход к анализу экспертного незнания (Р. Проктор, С. Файрштайн и др.). Данный подход сочетает в себе традиционные методы логического и философского анализа, но применяется, когда целью исследования является не восполнение пробела в знаниях, а поиск объяснений, почему именно мы не знаем то, чего не знаем. Для достижения цели были определены предметы научных дебатов относительно критического мышления и проанализированы предпосылки, на которые опираются конфликтующие концепции. В исследовании установлено, что существующие дебаты организационного характера о том, как следует обучать критическому мышлению в образовательных учреждениях, являются производными от дискуссий фундаментального уровня. Авторы делают вывод, что современные исследования критического мышления, несмотря на кажущуюся тематическую близость друг к другу, на самом деле отражают разные, притом несовместимые между собой подходы к природе, психологическим механизмам и стандартам критического мышления. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что достижение консенсуса по практическим вопросам, например, такому как способ организации обучения критическому мышлению, требует предварительного разрешения фундаментальных теоретических конфликтов, связанных с природой, психологическими механизмами и социокультурными стандартами критического мышления. |
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): | https://repo.nspu.ru/handle/nspu/4995 |
ISSN: | 2658-6762 |
Располагается в коллекциях: | Статьи |
Файлы этого ресурса:
Файл | Размер | Формат | |
---|---|---|---|
fundamentalnye-teoreticheskie-ko.pdf | 766,02 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.