Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
https://repo.nspu.ru/handle/nspu/3730
Название: | Исторические личности ХХ - начала ХХI в. на страницах школьных учебников всеобщей истории России и Беларуси : к постановке проблемы |
Другие названия: | Сибирский педагогический журнал. - 2019. - № 6. - С. 120-127 |
Авторы: | Бехтенова, Е. Ф. Дружинина, Ю. В. |
Ключевые слова: | всеобщая история исторические личности методика преподавания истории познавательная деятельность школьников политические взаимоотношения стран проектно-исследовательская деятельность школьное историческое образование школьные учебники |
Дата публикации: | 2019 |
Библиографическое описание: | Бехтенова, Е. Ф. (кандидат педагогических наук; доцент кафедры отечественной и всеобщей истории)Исторические личности ХХ - начала ХХI в. на страницах школьных учебников всеобщей истории России и Беларуси : к постановке проблемы / Бехтенова Елена Федоровна, Дружинина Юлия Викторовна // Сибирский педагогический журнал. - 2019. - № 6. - С. 120-127. - Библиогр.: с. 125-126 (9 назв. ). - : 1 ьабл.. - Текст : разные средства доступа |
Краткое описание: | Актуальность исследования обусловлена отсутствием специальных научных работ, посвященных выявлению и сравнению круга исторических личностей ХХ - начала ХХI в., которые изучаются в школьном курсе всеобщей истории учащимися России и Беларуси. Изучение проблемы позволит выявить специфику понимания школьниками наших стран вопроса о роли личности в историческом процессе, что актуально для развития социокультурных и политических взаимоотношений между нашими странами. Цель статьи - сравнить школьные учебники России и Беларуси по всеобщей истории для выявления на их страницах личностей, которые являются значимыми для истории наших стран в ХХ - начале XXI в., в связи с чем они и были представлены учащимся для изучения. Методология исследования базируется на методе сравнения, анализе, синтезе, описании и методе контент-анализа, который позволяет выявить исторические личности и их характеристики, встречающиеся на страницах учебников. Проанализировано пять учебников всеобщей истории России и Беларуси. Выявлено соотношение количества упоминаний исторических деятелей ХХ - начала ХХI в. в российских и белорусских школьных учебниках по всеобщей истории. Исторические субъекты, упоминаемые на страницах школьных учебников по всеобщей истории России и Беларуси практически идентичны: в изучаемый период большинство стран мира находились во взаимодействии друг с другом в рамках региональных и мировых процессов и событий, что делало определенных исторических деятелей центральными для истории многих стран. Россия же и Беларусь большую часть изучаемого периода входили в единое государственное образование, в связи с чем современные школьные учебники по всеобщей истории этих стран содержат схожий перечень исторических персонажей. Однако в белорусских учебниках представлено более детальное описание исторических деятелей, чем в российских, так как на изучение обозначенного авторами статьи временного периода в школах Беларуси отведено больше учебного времени, чем в российских школах. Существуют и разные подходы к организации познавательной деятельности школьников при изучении исторических персонажей. В заключении авторы обозначают перспективы развития темы исследования. |
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): | https://repo.nspu.ru/handle/nspu/3730 |
ISSN: | 1813-4718 |
Располагается в коллекциях: | Статьи |
Файлы этого ресурса:
Файл | Размер | Формат | |
---|---|---|---|
istoricheskie-lichnosti-hh---nac.pdf | 335,62 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.