Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://repo.nspu.ru/handle/nspu/5420
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorПевзнер, М. Н.
dc.contributor.authorПетряков, П. А.
dc.contributor.authorПермяков, А. В.
dc.contributor.authorЛебедев, Н. А.
dc.contributor.authorШирин, А. Г.
dc.date.accessioned2025-10-09T06:34:53Z-
dc.date.available2025-10-09T06:34:53Z-
dc.date.issued2025
dc.identifier.citationПевзнер, М. Н. Кластерный подход к педагогическому образованию в России и Республике Беларусь: общее и особенное / М. Н. Певзнер, П. А. Петряков, А. В. Пермяков [и др.] //  Science for Education Today. - 2025. - № 2. - С. 115-137. - Библиогр.: с. 129-130 (16 назв.). -  : 4 рис.. - Текст : электронный
dc.identifier.issn2658-6762
dc.identifier.othersbo.1789047
dc.identifier.urihttps://repo.nspu.ru/handle/nspu/5420-
dc.description.abstractСтатья посвящена проблеме устойчивости и эффективности педагогических региональных кластеров в процессе развития образовательных систем Российской Федерации и Республики Беларусь. Целью статьи является выявление тенденций развития кластерного подхода к педагогическому образованию в России и Беларуси, а также определение оценочного отношения руководителей образовательных организаций к структуре и содержанию деятельности кластеров. Методологическую основу исследования составляют системный, кластерный и ресурсно-целевой подходы. Системный подход рассматривает кластер как открытую образовательную систему, которая обладает признаком синергетичности, стимулирующей саморазвитие и самоорганизацию всех субъектов регионального педагогического кластера. Кластерный подход определяет принципы взаимодействия участников кластера с целью повышения качества педагогического образования. Ресурсно-целевой подход предполагает интеграцию и оптимизацию ресурсов организаций-партнеров при объединении их потенциалов. Для достижения цели исследования использовались следующие методы: теоретические (анализ научных источников, сравнение, обобщение, анализ сайтов органов управления образованием регионов России) и эмпирические (интервьюирование, метод фокус-группы, систематизация). На основе сравнительного анализа кластеризации систем педагогического образования в России и Республике Беларусь выявлены общие и отличительные тенденции развития региональных педагогических кластеров в двух странах. Авторы установили, что в настоящее время в России педагогические кластеры образуются преимущественно в системе профессионального образования в рамках программы «Профессионалитет» и путем создания межрегиональных учебно-педагогических округов. В то же время в Республике Беларусь стабильно функционируют и развиваются учебно-научно-инновационные кластеры непрерывного педагогического образования, деятельность которых позитивно оценивается представителями образовательных организаций регионов. Исходя из результатов исследования, авторы пришли к выводу о том, что в регионах России сохраняется потребность в педагогических кластерах, ядром которых являются университеты. Однако в последнее время получили широкое распространение образовательные кластеры в системе профессионального образования, центром которых являются колледжи, а также учебно-педагогических округа на базе ведущих педагогических университетов. В регионах Республики Беларусь стабильно функционируют и развиваются полисубъектные педагогические кластеры, обеспечивающие тесное взаимодействие их различных субъектов. Общими чертами кластерного подхода в двух странах являются нацеленность на повышение качества педагогического образования и на воспроизводство педагогических кадров, интеграцию ресурсов различных субъектов кластера для достижения синергетического эффекта. Отличительными характеристиками педагогических систем двух стран является наличие устойчивых, стабильно функционирующих, эффективных педагогических кластеров, деятельность которых позитивно оценивается руководителями учреждений образования в Республике Беларусь, и многообразие форм и моделей педагогических кластеров в России.
dc.languagerus
dc.subjectкачество педагогического образования
dc.subjectкластерная инициатива
dc.subjectкластерная политика
dc.subjectкластерный подход
dc.subjectоткрытая образовательная система
dc.subjectпедагогическое образование
dc.subjectрегиональный педагогический кластер
dc.subjectучебно-педагогический округ
dc.titleКластерный подход к педагогическому образованию в России и Республике Беларусь: общее и особенное
dc.title.alternativeScience for Education Today. - 2025. - № 2. - С. 115-137
Располагается в коллекциях:Статьи

Файлы этого ресурса:
Файл РазмерФормат 
klasternyy-podhod-k-pedagogiches.pdf876,31 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.