Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://repo.nspu.ru/handle/nspu/5353
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorМехришвили, Л. Л.
dc.contributor.authorНовикова, А. А.
dc.date.accessioned2025-07-03T06:33:55Z-
dc.date.available2025-07-03T06:33:55Z-
dc.date.issued2025
dc.identifier.citationМехришвили, Л. Л. Формирование межкультурной компетентности обучающихся в высшей технической школе: оценка содержания и эффективности / Л. Л. Мехришвили, А. А. Новикова //  Science for Education Today. - 2025. - № 1. - С. 201-220. - Библиогр.: с. 213-215 (20 назв.). -  : 1 рис., 2 табл.. - Текст : электронный
dc.identifier.issn2658-6762
dc.identifier.othersbo.1788963
dc.identifier.urihttps://repo.nspu.ru/handle/nspu/5353-
dc.description.abstractВ статье представлен обзор педагогических, лингвистических и психолого-социальных исследований, посвященных изучению многомерного конструкта «межкультурная компетентность», а также рассматривается проблематика формирования межкультурных компетенций обучающихся в современной высшей технической школе в аспекте развития востребованных надпрофессиональных навыков. Цель исследования - выявление компонентов конструкта «межкультурная компетентность» и определение уровня их сформированности у обучающихся высшей технической школы, а также определение эффективных механизмов их развития. Методами исследования являются анализ научной литературы по заявленной проблематике, методы обобщения и сравнительного анализа, методы математической статистики, эмпирические методы: тесты-опросники и шкальные техники. На основе анализа теоретических источников и эмпирических результатов изучаемого вопроса были определены специфические структурные компоненты конструкта «межкультурная компетентность», включающие в себя лингвокультурные, социокультурные и личностно-ориентированные аспекты. В результате проведенных эмпирических исследований авторами было выявлено, что большинство российских обучающихся высшей технической школы имеют средний уровень сформированности межкультурной компетентности, в отличие от иноязычных студентов, продемонстрировавших уровни «выше среднего» и «высокий». Авторами отмечается, что в рамках анализа современной компетентностной образовательной модели определена высокая степень корреляции между уровнем сформированности аспектов «гибких навыков» и компонентами межкультурной компетентности обучающихся. В заключении делается вывод, что востребованность межкультурного взаимодействия в научной, культурной, социальной и личностной сферах обусловливает необходимость формирования лингвокультурного, социокультурного, личностно-ориентированного компонентов конструкта межкультурной компетентности. Несмотря на включенность межкультурной компетентности в индекс универсальных компетенций ФГОС, закон «Об образовании», в образовательном пространстве высшей технической школы эффективные механизмы ее формирования разработаны недостаточно, поскольку подавляющая часть респондентов-обучающихся демонстрирует «средний уровень» развитости компонентов межкультурной компетентности. В ходе исследования была выявлена тесная связь между уровнем сформированности гибких навыков и компонентами межкультурной компетентности, а также определены эффективные образовательные технологии их формирования.
dc.languagerus
dc.subjectвысшая техническая школа
dc.subjectгибкие навыки
dc.subjectинтерактивные образовательные технологии
dc.subjectмежкультурная компетентность
dc.titleФормирование межкультурной компетентности обучающихся в высшей технической школе: оценка содержания и эффективности
dc.title.alternativeScience for Education Today. - 2025. - № 1. - С. 201-220
Располагается в коллекциях:Статьи

Файлы этого ресурса:
Файл РазмерФормат 
formirovanie-mezhkulturnoy-kompe.pdf821,83 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.