Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://repo.nspu.ru/handle/nspu/4897
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorБаркова, В. В.
dc.contributor.authorМамылина, Н. В.
dc.contributor.authorУварина, Н. В.
dc.contributor.authorБечиев, Ш. Ш.
dc.contributor.authorВорожейкина, А. В.
dc.contributor.authorСавченков, А. В.
dc.date.accessioned2024-07-04T21:17:32Z-
dc.date.available2024-07-04T21:17:32Z-
dc.date.issued2024
dc.identifier.citationБаркова, В. В. Профессиональное образование как способ раскрытия многомерной целостности человека / В. В. Баркова, Н. В. Мамылина, Н. В. Уварина [и др.] //  Science for Education Today. - 2024. - № 1. - С. 96-123. - Библиогр.: с. 113-115 (29 назв.).. - Текст : электронный
dc.identifier.issn2658-6762
dc.identifier.othersbo.1776341
dc.identifier.urihttps://repo.nspu.ru/handle/nspu/4897-
dc.description.abstractВ настоящее время профессиональное обучение зачастую не базируется на природных задатках человека, их развитии с последующей экстраполяцией в выбранную сферу деятельности, что не только является важной научной проблемой в сфере качественной подготовки специалистов различного профиля, но и не способствует всестороннему распредмечиванию природной многомерной целостности человека, ее масштабному развертыванию своей природной сущности в той или иной сфере социальной деятельности и межсферного пространства, в которых человеку предстоит профессионально расти, развиваться, строить себя и свои жизненные перспективы. В статье в философско-культурологическом контексте представлен теоретизированный обзор генезиса профессионального образования в различные исторические эпохи, начиная с древнейших цивилизаций до настоящего времени. По мнению авторов, этот обзор послужит теоретической базой для понимания особенностей становления профессионального образования в России, путей его реформирования в настоящее время, поиска перспективных направлений этих трансформаций, появления инновационных профессий, профессионального целеполагания, развития и реализации многомерных проявлений природной целостности задатков человека как субъекта профессиональной деятельности, повышения качества его жизни и удовлетворенности профессией. Исследовательская цель статьи заключается в анализе философско-культурологического генезиса становления системы профессионального образования в истории человеческого бытия. Обосновывается позиция о том, что профессиональное образование должно выступать одним из способов раскрытия многомерной целостности природных задатков человека, а профессия рассматриваться как самостоятельный род занятий, обусловленный природным началом, а затем и общественным разделением трудовых операций, социальными вызовами и заказами. Это требует специальных технологий и через доказательную педагогику (англ. Evidence-based pedagogy - педагогику, основанную на доказательствах) получить выход к педагогической практике, в которой решения о применении педагогических подходов и методов профессионализации принимаются, исходя из имеющихся доказательств их эффективности, а такие доказательства подвергаются поиску, сравнению, обобщению. Методологическую основу исследования составили философско-культурологический и системный подходы. Теоретико-методологической опорой в выстраивании материала выступил диалектический метод, способствующий объективному схватыванию конкретно-исторических обстоятельств бытия человека в контексте профессионального становления. Среди методов, которыми пользовались авторы, следует обозначить сравнительно-исторический, дедуктивный, хронологический, обобщение и анализ. Основные результаты, изложенные в статье, заключаются в философско-культурологическом и социально-философском анализах генезиса профессионального образования и определении его специфических социокультурных особенностей в сравнительно-сопоставительном контексте общественного развития в различных исторических цивилизациях. Впервые в обобщенном виде описано становление профессионального образования в самостоятельный социальный феномен и его институализация, эволюция профессионализма на примере древних Китая, Греции, Рима. Исследовательскую ценность представляет анализ зарождения феномена профессионального образования в Европе, профессиональной деятельности, отражающих общественные заботы и достижения, констатирующие ключевые аспекты взаимодействия образования с социокультурным кодом эпохи. Акцентируется внимание на профессиональном образовании в эпоху Средних веков с момента появления мануфактур, а также инновациях эпохи Просвещения. Проведенный философско-культурологический анализ становления профессионального образования в мире послужил предпосылкой анализа его развития в России начиная с эпохи правления Петра I до настоящего времени. При этом подчеркивается необходимость формирования принципиально новой концепции профессионального образования, основанной на учете природных задатков человека, переосмысления концепта профессионального образования с онтологических, аксиологических, праксиологических и других позиций. Анализ становления системы профессионального образования в различные эпохи, начиная с древнего мира по настоящее время, позволил авторам обосновать позицию о том, что профессиональное образование должно базироваться на природных задатках человека, его способностях и возможностях и выступать одним из способов актуализации его многомерной целостности и социальной самодостаточности. Зафиксировано, что на разных временных этапах становления профессиональное образование выступает как феномен деятельности специфического вида, способствующий самореализации человека в динамично меняющемся мире. В этом плане доминирующая роль принадлежит понимающей и доказательной педагогикам и их методическим наработкам, направленным на формирование профессиональной активности человека.
dc.languagerus
dc.subjectквалификация
dc.subjectмногомерная целостность человека
dc.subjectобразовательные традиции
dc.subjectприродные задатки
dc.subjectпросвещение
dc.subjectпрофессии
dc.subjectпрофессиональное образование
dc.titleПрофессиональное образование как способ раскрытия многомерной целостности человека
dc.title.alternativeScience for Education Today. - 2024. - № 1. - С. 96-123
Располагается в коллекциях:Статьи

Файлы этого ресурса:
Файл РазмерФормат 
professionalnoe-obrazovanie-kak-.pdf797,8 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.