Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
https://repo.nspu.ru/handle/nspu/4892
Полная запись метаданных
Поле DC | Значение | Язык |
---|---|---|
dc.contributor.author | Макарова, О. Н. | |
dc.contributor.author | Беспалов, А. М. | |
dc.date.accessioned | 2024-07-04T21:17:31Z | - |
dc.date.available | 2024-07-04T21:17:31Z | - |
dc.date.issued | 2023 | |
dc.identifier.citation | Макарова, О. Н. Условия продуктивного сотрудничества семьи и школы для формирования гражданской идентичности и патриотизма подростков коренных малочисленных народов (на примере кумандинцев) / О. Н. Макарова, А. М. Беспалов // Science for Education Today. - 2023. - № 6. - С. 233-256. - Библиогр.: с. 249-251 (26 назв.). - : 3 табл., 2 рис.. - Текст : электронный | |
dc.identifier.issn | 2658-6762 | |
dc.identifier.other | sbo.1776285 | |
dc.identifier.uri | https://repo.nspu.ru/handle/nspu/4892 | - |
dc.description.abstract | В статье исследуется проблема формирования гражданской идентичности и патриотизма подростков с учетом их этнокультурных особенностей. Цель статьи - выявить условия продуктивного сотрудничества семьи и школы в решении проблем формирования гражданской идентичности и патриотизма подростков коренных малочисленных народов (на примере кумандинцев). В качестве методологической основы выступают научные труды ведущих специалистов, посвященные вопросам формирования гражданской идентичности и патриотизма, а также результаты собственного исследования кумандинских подростков, проведенные в 2022-2023 гг. в Алтайском крае. В исследовании был использован социологический опросник "Мой этнос", который позволил выявить когнитивные и аффективные аспекты этнической идентичности подростков; шкала гражданского самосознания как патриотизма и национализма Международного социального опроса (ISSP), позволяющая оценить конструктивные и неконструктивные проявления гражданской идентичности молодежи; шкала этнической идентичности Дж. Финни для оценки этнической идентичности подростков. С целью выявления факторов, оказывающих влияние на формирование гражданской идентичности и патриотизма подростков-кумандинцев был проведен опрос школьных учителей и проанализированы планы воспитательной работы в школах, где обучаются кумандинцы. В исследовании приняли участие 90 подростков из семей, в которых хотя бы один из родителей был кумандинцем. В статье представлен теоретический анализ подходов к формированию гражданской идентичности и патриотизма. Результаты исследования показали, что большинство кумандинцев-подростков продемонстрировали высокий уровень этнической идентификации. По итогам исследования с помощью оценки этнической идентичности по методике Дж. Финни удалось установить наличие высокой внутренней согласованности проявлений когнитивных и эмоциональных компонентов этнической идентичности подростков. Авторами выявлены существенные особенности в выраженности различных компонентов гражданской и этнической идентичности у кумандинских подростков в сравнении с подростками других национальностей. В частности, статистически значимые сильные (d от 0,65 до 0,92) различия обнаружились по всем показателям этнической идентичности по методике Дж. Финни, при этом средние значения выше у кумандинских подростков. Вместе с тем установлено, что кумандинцы-подростки имеют слабое представление о культуре и традициях своего этноса, практически не владеют кумандинским языком, не стремятся демонстрировать принадлежность к коренному народу. Исследование показало потребность школы в организации условий продуктивного сотрудничества семьи и школы для формирования гражданской идентичности и патриотизма подростков-кумандинцев: целенаправленная и систематическая воспитательная работа по изучению кумандинской культуры и сохранению языка в тех классах, где обучаются кумандинцы, привлечение семьи в рамках гражданского и патриотического воспитания в формате социальных проектов, мотивирование кумандинцев-подростков к участию в мероприятиях гражданского и патриотического направления, связанного с их этническими особенностями, разработка методического сопровождения для учителей. На основании полученных данных авторами выявлены условия продуктивного сотрудничества семьи и школы в формировании гражданской идентичности и патриотизма подростков-кумандинцев. | |
dc.language | rus | |
dc.subject | гражданская идентичность | |
dc.subject | коренные малочисленные народы | |
dc.subject | кумандинцы | |
dc.subject | патриотизм | |
dc.subject | подростки | |
dc.subject | семейное воспитание | |
dc.subject | социализация школьников | |
dc.subject | этническая идентификация | |
dc.title | Условия продуктивного сотрудничества семьи и школы для формирования гражданской идентичности и патриотизма подростков коренных малочисленных народов (на примере кумандинцев) | |
dc.title.alternative | Science for Education Today. - 2023. - № 6. - С. 233-256 | |
Располагается в коллекциях: | Статьи |
Файлы этого ресурса:
Файл | Размер | Формат | |
---|---|---|---|
usloviya-produktivnogo-sotrudnic.pdf | 831,11 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.