Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://repo.nspu.ru/handle/nspu/4759
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorБольшунова, Н. Я.
dc.contributor.authorМоторина, Л. Е.
dc.contributor.authorУстинова, О. А.
dc.date.accessioned2024-04-11T06:56:18Z-
dc.date.available2024-04-11T06:56:18Z-
dc.date.issued2023
dc.identifier.citationБольшунова, Н. Я. Участность и сопричастность как основа отношений детского и взрослого мира / Н. Я. Большунова, Л. Е. Моторина, О. А. Устинова //  Развитие человека в современном мире. - 2023. - № 3. - С. 7-26. - Библиогр.: с. 20-22 (59 назв.).. - Текст : разные средства доступа
dc.identifier.issn2542-1867
dc.identifier.othersbo.1770578
dc.identifier.urihttps://repo.nspu.ru/handle/nspu/4759-
dc.description.abstractВ статье представлено обоснование острой необходимости в современной социокультурной ситуации актуализации событийной участности и причастности взрослого в условиях взаимодействия с детьми. Показано, что цивилизационные изменения, свойственные современному обществу, происходят в направлении технологизации, прагматизации всех сфер жизни, что проявляется в снижении социальной чувствительности, увеличении неопределенности, текучести и неустойчивости отношений между людьми. Рассмотрена проблема исторического кризиса детства, его предпосылок и проявлений, связанных с исчезновением посреднической функции взрослого. Показано, что кризис детства усугубляется кризисом взрослости. Цель статьи: обоснование необходимости актуализации участности и причастности в отношении людей друг другу и особенно взрослых в отношении детей и подростков как важных условий смягчения исторического кризиса детства. В теоретической части рассмотрена диалектика участности и причастности, взаимного (детей и взрослых) опосредования и посредничества, вопросчивости и ответчивости, значение человечности и доверительного общения как онтологической основы отношений детского и взрослого общества. Показано, что преобладающие в современной семье и школе педагогические установки на развитие у современных детей амбициозности, преуспевания оборачиваются риском появления некоторой нравственной несостоятельности личности. Понятия участности, причастности, вопросчивости и ответчивости, доверительности рассматриваются в парадигме идей М. М. Бахтина, А. А. Ухтомского, Т. А. Флоренского, Л. С. Выготского и др. Описаны возможности реализации отношений участности и причастности в отношениях детей и взрослых, в том числе в образовании, описан соответствующий опыт. В заключении формулируется положение, что создание в образовательных учреждениях определенной социокультурной среды, воспитание у педагогов и родителей способности реализации отношений участности и причастности может смягчить негативные проявления кризиса отношений детского и взрослого общества.
dc.languagerus
dc.subjectвопросчивость
dc.subjectвоспитание
dc.subjectисторический кризис детства
dc.subjectкризис взрослости
dc.subjectответчивость
dc.subjectпосредничество
dc.subjectпричастность
dc.subjectсоциокультурное развитие
dc.subjectсубъектность личности
dc.subjectучастность
dc.subjectцивилизационный кризис
dc.titleУчастность и сопричастность как основа отношений детского и взрослого мира
dc.title.alternativeРазвитие человека в современном мире. - 2023. - № 3. - С. 7-26
Располагается в коллекциях:Статьи

Файлы этого ресурса:
Файл РазмерФормат 
uchastnost-i-soprichastnost-kak-.pdf375,19 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.