Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
https://repo.nspu.ru/handle/nspu/4601
Полная запись метаданных
Поле DC | Значение | Язык |
---|---|---|
dc.contributor.author | Майер, А. А. | |
dc.contributor.author | Лыкова, И. А. | |
dc.date.accessioned | 2023-10-03T08:28:24Z | - |
dc.date.available | 2023-10-03T08:28:24Z | - |
dc.date.issued | 2023 | |
dc.identifier.citation | Майер, А. А. Теоретические аспекты моделирования речевого воспитания дошкольников в современной образовательной среде / А. А. Майер, И. А. Лыкова // Science for Education Today. - 2023. - № 2. - С. 77-98. - Библиогр.: с. 90-92 (23 назв.). - : 2 табл.. - Текст : электронный | |
dc.identifier.issn | 2658-6762 | |
dc.identifier.other | sbo.1764930 | |
dc.identifier.uri | https://repo.nspu.ru/handle/nspu/4601 | - |
dc.description.abstract | В статье представлен аналитический обзор исследований в области речевого развития ребенка и подходов к разработке методики развития речи в дошкольном детстве. Показано, что традиционные подходы к развитию речи не позволяют решать актуальные задачи развития личности ребенка посредством приобщения к традиционным ценностям в дошкольном детстве. На основании проведенного анализа выделены противоречия и обоснована проблема концептуального осмысления речевого воспитания как средства развития личности ребенка. Цель статьи - поиск и обоснование теоретико-методологических основ моделирования процесса речевого воспитания как средства развития личности ребенка в дошкольном возрасте. Методология исследования основана на позициях культурно-исторического подхода, раскрывающего механизмы развития ребенка в процессе овладения культурой; аксиологического и социокультурного подходов, определяющих содержание и направления развития ребенка в культуре; коммуникативного и диалогического подходов, раскрывающих принципы организации социального и педагогического взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками. Система методов и методика исследования включает как теоретические (анализ источников, терминологический анализ, кросс-культурный анализ программ речевого воспитания, научное моделирование), так и эмпирические (опросник, анализ педагогических практик) способы достижения поставленной цели. В качестве исследовательской методики выступает модифицированный авторами вариант методики О. С. Ушаковой, А. И. Лаврентьевой для изучения ценностно-смысловой стороны речи ребенка-дошкольника. Обоснована актуальность и необходимость разработки теоретических аспектов моделирования речевого воспитания как средства развития личности ребенка, что обусловлено ролью развития речи как реализации системы языка, средства коммуникации, личностного инструмента саморазвития человека. Выявлены противоречия, обусловливающие необходимость и возможность решения проблемы исследования, которая связана с концептуальным осмыслением речевого воспитания как средства развития личности ребенка. Авторы акцентируют ключевую роль языка в создании единого ценностно-смыслового пространства для консолидации российского общества и передаче от поколения к поколению социокультурного опыта. На этой основе авторы показывают взаимосвязь языка и речи, сопоставляя функции речи и целевые ориентиры воспитания будущего гражданина России. Это послужило источником для определения ключевых подходов - аксиологического, социокультурного и коммуникативного, положенных в основу моделирования речевого воспитания детей. Определена сущность речевого воспитания, нацеленного на приобщение детей к традиционным ценностям российского общества. Конкретизированы термины "речевое воспитание" и "речевое развитие". На этой основе сконструирована модель речевого воспитания детей дошкольного возраста в образовательной среде, включающая следующие компоненты: цель, задачи, принципы, формы взаимодействия (коммуникации), методы воспитания, система условий (социальных, деятельностных, предметно-пространственных), необходимых и достаточных для успешного решения воспитательных задач. Предложена трехэтапная методика речевого воспитания детей дошкольного возраста в образовательной среде. Описаны сущностные характеристики образовательной среды, необходимые для успешной реализации модели: аксиологичность, содержательная насыщенность, интегративность, системность, прогностичность. Концептуальное осмысление речевого воспитания, обоснование теоретико-методологических основ моделирования данного процесса позволяют организовать необходимые психолого-педагогические условия, направленные на развитие личности ребенка дошкольного возраста. Речевое воспитание, организованное на основе представленной модели, становится интегрирующим звеном в обеспечении единства и взаимосвязи основных направлений образовательной деятельности в дошкольном образовании. Такая организация детской деятельности и общения со взрослым и сверстниками позволяет решать воспитательные задачи по приобщению детей к традиционным ценностям российского общества. | |
dc.language | rus | |
dc.subject | аксиологический подход | |
dc.subject | коммуникативный подход | |
dc.subject | образовательная среда | |
dc.subject | развитие личности ребенка | |
dc.subject | речевое воспитание | |
dc.subject | социокультурный подход | |
dc.title | Теоретические аспекты моделирования речевого воспитания дошкольников в современной образовательной среде | |
dc.title.alternative | Science for Education Today. - 2023. - № 2. - С. 77-98 | |
Располагается в коллекциях: | Статьи |
Файлы этого ресурса:
Файл | Размер | Формат | |
---|---|---|---|
teoreticheskie-aspekty-modelirov.pdf | 685,85 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.