Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://repo.nspu.ru/handle/nspu/4410
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorСавченков, А. В.
dc.contributor.authorУварина, Н. В.
dc.contributor.authorГнатышина, Е. А.
dc.date.accessioned2023-10-03T08:26:27Z-
dc.date.available2023-10-03T08:26:27Z-
dc.date.issued2022
dc.identifier.citationСавченков, А. В. Выявление специфических особенностей социально-психологического портрета студентов профессиональных образовательных организаций: воспитательный аспект / А. В. Савченков, Н. В. Уварина, Е. А. Гнатышина //  Science for Education Today. - 2022. - № 4. - С. 46-71. - Библиогр.: с. 64-66 (23 назв.). -  : 2 рис., 5 табл.. - Текст : электронный
dc.identifier.issn2658-6762
dc.identifier.othersbo.1756588
dc.identifier.urihttps://repo.nspu.ru/handle/nspu/4410-
dc.description.abstractПроблема снижения роли воспитания является актуальной для среднего профессионального образования. Целью данного исследования является выявление специфических особенностей социально-психологического портрета студентов для организации эффективного и результативного воспитательного процесса в профессиональных образовательных организациях, а также учет выявленных особенностей в ходе подготовки будущих педагогов к осуществлению воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях. Методологическую основу исследования составили системный, аксиологический, контекстный, нуклеарный и личностно-ориентированный подходы; структурный подход к изучению личности С. Л. Рубинштейна, концепция необходимости подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности (А. Н. Ткачева и др.). Было проведено анкетирование (на основе разработанной авторской анкеты), направленное на выявления особенностей социально-психологического портрета студентов профессиональных образовательных организаций, в котором приняли участие 387 студентов профессиональных образовательных организаций Уральского федерального округа, обучающихся на 2-4 курсах. В статье представлены взгляды отечественных и зарубежных авторов на возрастные характеристики студентов профессиональных образовательных организаций (психологические особенности раннего юношеского возраста); проведен анализ основных трудностей, с которыми сталкиваются студенты в процессе обучения; составлен социально-психологический портрет студентов профессиональных образовательных организаций. Также представлены результаты опроса студентов профессиональных образовательных организаций Уральского федерального округа, направленного на выявление особенностей их социально-психологического портрета. В рамках теоретического анализа определены специфические особенности социально-психологического портрета студентов профессиональных образовательных организаций: 1) в раннем юношеском возрасте накапливается большое количество личностных противоречий, которые часто приводят к конфликтному и нетерпимому поведению обучающихся, что затрудняет процесс их обучения и воспитания; 2) большая часть студентов воспитывается в неполных семьях и имеет низкий материальный достаток, они преимущественно ориентированы на получение рабочей профессии, и профессиональная подготовка для них имеет первостепенное значение. В ходе эмпирического исследования было выяснено: 1) половина студентов профессиональных образовательных организаций (56,33 %) сделала самостоятельный выбор будущей профессии, при этом большинство студентов (55,81 %) имеют намерение получить рабочую профессию; 2) половина студентов профессиональных образовательных организаций (55,30 %) сталкивалась с учебными и жизненными трудностями и в школьные годы, а подавляющему большинству (72,90 %) трудно давались отдельные предметы, что свидетельствует о пробелах в их базовой подготовке; 3) среди трудностей, сопровождающих процесс обучения в настоящее время, респонденты отметили организацию и распределение времени (42,89 %), материальные проблемы (49,61 %) и трудности в учебной деятельности (39,79 %); 4) особыми ценностями для студентов профессиональных образовательных организаций, согласно опросу, являются сотрудничество (79,84 %), доброжелательность (66,15 %), честность (59,43 %) и справедливость (59,17 %), т. е. качества, способные предопределить успешность воспитательного процесса в профессиональных образовательных организациях. Заключение. Результаты теоретического анализа и эмпирического исследования, а именно выявленные возрастные, психологические, культурные и другие особенности студентов, экономические и социальные условия их жизни, необходимо учитывать для организации эффективного и результативного воспитательного процесса в профессиональных образовательных организациях. Полученные результаты опроса по некоторым позициям совпадают с выводами, сделанными в исследованиях других ученых: ориентация обучающихся на профессиональную деятельность, самостоятельный выбор большинством обучающихся профессиональных образовательных организаций рабочей специальности, второстепенное значение воспитательной деятельности.
dc.languagerus
dc.subjectвоспитательная деятельность
dc.subjectранний юношеский возраст
dc.subjectстуденты профессиональных образовательных организаций
dc.subjectценностные ориентации студентов
dc.titleВыявление специфических особенностей социально-психологического портрета студентов профессиональных образовательных организаций: воспитательный аспект
dc.title.alternativeScience for Education Today. - 2022. - № 4. - С. 46-71
Располагается в коллекциях:Статьи

Файлы этого ресурса:
Файл РазмерФормат 
vyyavlenie-specificheskih-osoben.pdf956,92 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.