Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://repo.nspu.ru/handle/nspu/4769
Название: Исследование развития навыков системного мышления студентов педагогических направлений подготовки на основе стратегии когнитивного картирования
Другие названия: Science for Education Today. - 2023. - № 4. - С. 53-75
Авторы: Дружинина, А. А.
Гарашкина, Н. В.
Ключевые слова: дидактическая стратегия
когнитивное картирование
когнитивные карты
навыки системного мышления
обучение будущих учителей
системное мышление
Дата публикации: 2023
Библиографическое описание: Дружинина, А. А. Исследование развития навыков системного мышления студентов педагогических направлений подготовки на основе стратегии когнитивного картирования / А. А. Дружинина, Н. В. Гарашкина //  Science for Education Today. - 2023. - № 4. - С. 53-75. - Библиогр.: с. 68-70 (25 назв.). -  : 3 табл., 2 рис.. - Текст : электронный
Краткое описание: Статья посвящена изучению проблемы развития навыков системного мышления студентов при применении стратегии когнитивного картирования в ходе вузовского обучения будущих педагогов. Цель статьи состоит в выявлении специфики развития навыков системного мышления студентов педагогических направлений подготовки на основе стратегии когнитивного картирования. Методологической основой исследования выступают компетентностный, системный и деятельностный подходы к обучению студентов педагогических направлений подготовки. В ходе исследования применялся комплекс теоретических (анализ, синтез, обобщение научных публикаций) и эмпирических методов. Эмпирическое исследование строилось в логике формирующего педагогического эксперимента. В рамках исследования был проанализирован и обобщен материал, полученный по итогам эмпирического сбора данных. Выборку составили 186 студентов, обучающихся по направлению подготовки "Педагогическое образование" в Государственном университете просвещения и Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина. Для проверки корректности получения результатов исследования применялись авторская шкала критериев навыков системного мышления, адаптированная методика диагностики системности мышления обучающихся А. В. Панова и М. А. Федоровой. Для оценки навыков системного мышления при анализе ответов на предлагаемые вопросы выделены критерии, адаптированные с учетом анализа исследований R. A. Ekselsa; G. K. Semiz и G. Teksoz. Для вычисления надежности представленных статистических данных и точности результатов применялся U-критерий Манна-Уитни. На основе анализа теоретических исследований и успешных педагогических практик авторами было уточнено понятие "развитие навыков системного мышления студентов - будущих педагогов", выявлена специфика данного процесса на основе проведения формирующего эксперимента по реализации дидактической стратегии когнитивного картирования (определение цели; выбор темы картирования; сбор информации; подготовка материалов; определение ключевых терминов; создание первого уровня когнитивной карты; добавление дополнительных уровней; анализ и оценка; подготовка к использованию; редактирование и обновление). Авторы на основе обобщения теоретических и эмпирических данных обосновали диагностический инструментарий для измерения навыков системного мышления студентов (ролевые уровни: "Предварительно осведомленный", "Формирующийся", "Разработчик" и "Мастер"), а также был определен уровень развития навыков системного мышления у будущих педагогов. В ходе исследования была доказана эффективность целенаправленного развития навыков системного мышления студентов педагогических направлений подготовки на основе стратегии когнитивного картирования. В заключении делается вывод о необходимости и эффективности развития навыков системного мышления студентов - будущих педагогов на основе дидактической стратегии когнитивного картирования, обобщаются данные об уровне сформированности навыков системного мышления студентов.
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): https://repo.nspu.ru/handle/nspu/4769
ISSN: 2658-6762
Располагается в коллекциях:Статьи

Файлы этого ресурса:
Файл РазмерФормат 
issledovanie-razvitiya-navykov-s.pdf1,71 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.