Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://repo.nspu.ru/handle/nspu/4769
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorДружинина, А. А.
dc.contributor.authorГарашкина, Н. В.
dc.date.accessioned2024-04-11T06:56:20Z-
dc.date.available2024-04-11T06:56:20Z-
dc.date.issued2023
dc.identifier.citationДружинина, А. А. Исследование развития навыков системного мышления студентов педагогических направлений подготовки на основе стратегии когнитивного картирования / А. А. Дружинина, Н. В. Гарашкина //  Science for Education Today. - 2023. - № 4. - С. 53-75. - Библиогр.: с. 68-70 (25 назв.). -  : 3 табл., 2 рис.. - Текст : электронный
dc.identifier.issn2658-6762
dc.identifier.othersbo.1771201
dc.identifier.urihttps://repo.nspu.ru/handle/nspu/4769-
dc.description.abstractСтатья посвящена изучению проблемы развития навыков системного мышления студентов при применении стратегии когнитивного картирования в ходе вузовского обучения будущих педагогов. Цель статьи состоит в выявлении специфики развития навыков системного мышления студентов педагогических направлений подготовки на основе стратегии когнитивного картирования. Методологической основой исследования выступают компетентностный, системный и деятельностный подходы к обучению студентов педагогических направлений подготовки. В ходе исследования применялся комплекс теоретических (анализ, синтез, обобщение научных публикаций) и эмпирических методов. Эмпирическое исследование строилось в логике формирующего педагогического эксперимента. В рамках исследования был проанализирован и обобщен материал, полученный по итогам эмпирического сбора данных. Выборку составили 186 студентов, обучающихся по направлению подготовки "Педагогическое образование" в Государственном университете просвещения и Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина. Для проверки корректности получения результатов исследования применялись авторская шкала критериев навыков системного мышления, адаптированная методика диагностики системности мышления обучающихся А. В. Панова и М. А. Федоровой. Для оценки навыков системного мышления при анализе ответов на предлагаемые вопросы выделены критерии, адаптированные с учетом анализа исследований R. A. Ekselsa; G. K. Semiz и G. Teksoz. Для вычисления надежности представленных статистических данных и точности результатов применялся U-критерий Манна-Уитни. На основе анализа теоретических исследований и успешных педагогических практик авторами было уточнено понятие "развитие навыков системного мышления студентов - будущих педагогов", выявлена специфика данного процесса на основе проведения формирующего эксперимента по реализации дидактической стратегии когнитивного картирования (определение цели; выбор темы картирования; сбор информации; подготовка материалов; определение ключевых терминов; создание первого уровня когнитивной карты; добавление дополнительных уровней; анализ и оценка; подготовка к использованию; редактирование и обновление). Авторы на основе обобщения теоретических и эмпирических данных обосновали диагностический инструментарий для измерения навыков системного мышления студентов (ролевые уровни: "Предварительно осведомленный", "Формирующийся", "Разработчик" и "Мастер"), а также был определен уровень развития навыков системного мышления у будущих педагогов. В ходе исследования была доказана эффективность целенаправленного развития навыков системного мышления студентов педагогических направлений подготовки на основе стратегии когнитивного картирования. В заключении делается вывод о необходимости и эффективности развития навыков системного мышления студентов - будущих педагогов на основе дидактической стратегии когнитивного картирования, обобщаются данные об уровне сформированности навыков системного мышления студентов.
dc.languagerus
dc.subjectдидактическая стратегия
dc.subjectкогнитивное картирование
dc.subjectкогнитивные карты
dc.subjectнавыки системного мышления
dc.subjectобучение будущих учителей
dc.subjectсистемное мышление
dc.titleИсследование развития навыков системного мышления студентов педагогических направлений подготовки на основе стратегии когнитивного картирования
dc.title.alternativeScience for Education Today. - 2023. - № 4. - С. 53-75
Располагается в коллекциях:Статьи

Файлы этого ресурса:
Файл РазмерФормат 
issledovanie-razvitiya-navykov-s.pdf1,71 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.