Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
https://repo.nspu.ru/handle/nspu/4760
Название: | Роль телесности в развитии познавательного компонента психики в условиях цифровизации |
Другие названия: | Развитие человека в современном мире. - 2023. - № 3. - С. 27-36 |
Авторы: | Гурина, Е. С. |
Ключевые слова: | когнитивная сфера познавательный компонент телесность цифровая среда |
Дата публикации: | 2023 |
Библиографическое описание: | Гурина, Е. С. Роль телесности в развитии познавательного компонента психики в условиях цифровизации / Е. С. Гурина // Развитие человека в современном мире. - 2023. - № 3. - С. 27-36. - Библиогр.: с. 34-35 (21 назв.).. - Текст : разные средства доступа |
Краткое описание: | Современная социокультурная ситуация все больше характеризуется ориентацией на использование возможностей цифровой информационной среды в вопросах развития когнитивных функций человека и раскрытия его интеллектуальных возможностей. В статье представлена попытка осмыслить существующую в современной науке тенденцию определять познание исключительно как деятельность мозга и нивелировать роль телесного компонента в когнитивном развитии. На основе анализа существующих в психологической науке теорий и концепций зарубежных и отечественных исследований в работе представлена альтернативная точка зрения и сделан акцент на том, что познание формируется, прежде всего, посредством тела в процессе сенсомоторного взаимодействия с окружающими материальными объектами. Тело человека одновременно является и источником знаний, поскольку в нем происходит множество процессов, требующих осознавания и инструментом, позволяющим познать окружающий мир. Телесность представлена как эпистемологический феномен, элиминирование которого в современных условиях цифровизации уже приводит к существенным изменениям в способах получения, обработки и хранения информации. Также, в выводах отмечено, что для современного общества характерно трансформированное восприятие и переживание собственной телесности, преобладание рационального над чувственным; особое отношение к сенсорным возможностям; отношение к телесности как к способу достижения целей. При этом, процесс интеграции "психика-тело" практически исключен из традиционной образовательной среды, что может иметь различные последствия в будущем, т. к. способность переживать и чувствовать свое тело, формировать живой и естественный телесный опыт взаимодействия с миром, умение прислушиваться к телесной интуиции выступают важным условием развития познавательного компонента. |
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): | https://repo.nspu.ru/handle/nspu/4760 |
ISSN: | 2542-1867 |
Располагается в коллекциях: | Статьи |
Файлы этого ресурса:
Файл | Размер | Формат | |
---|---|---|---|
rol-telesnosti-v-razvitii-poznav.pdf | 307,89 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.