Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
https://repo.nspu.ru/handle/nspu/4607
Название: | Художественная литература как инструмент формирования жизнестойкой позиции и символизации переживаний категории смерти |
Другие названия: | Развитие человека в современном мире. - 2023. - № 1. - С. 21-30 |
Авторы: | Волохова, В. И. Гурина, Е. С. |
Ключевые слова: | жизнестойкость отсутствие смыслов представление о смерти самоубийство смерть смысл жизни суицид художественная литература чтение |
Дата публикации: | 2023 |
Библиографическое описание: | Волохова, В. И. Художественная литература как инструмент формирования жизнестойкой позиции и символизации переживаний категории смерти / В. И. Волохова, Е. С. Гурина // Развитие человека в современном мире. - 2023. - № 1. - С. 21-30. - Библиогр.: с. 28-29 (18 назв.).. - Текст : разные средства доступа |
Краткое описание: | В статье представлена попытка рассмотреть чтение художественной литературы, содержащей различные отсылки к теме жизни и смерти, как мощный психотерапевтический инструмент для людей, находящихся в кризисном состоянии, переживающих антивитальные чувства и сталкивающихся с грузом экзистенциальных вопросов. В основной части показано, что художественная литература, начиная с самых ранних сказок и заканчивая сложными фундаментальными произведениями, дает возможность читателю познавать такую сложную категорию, как смерть, а также в безопасном пространстве соприкасаться с огромной гаммой чувств и переживаний, необходимых для конструктивного совладания со страхом смерти, горем, одиночеством, отсутствием смыслов. Рассмотрено понятие жизнестойкости, которая формируется в ходе естественного столкновения с кризисными ситуациями. Авторами анализируется возможность развития литературной компетентности (в частности, чтения художественной литературы) в процессе повышения жизнестойкости. Описанная в литературе парадигма сопротивления человека невзгодам, автобиографические свидетельства преодолений несчастий, переживание героями глубокой жизненной утраты или травмы подразумевает ассимиляцию знания в жизненный опыт личности. Авторы указывают на необходимость проведения качественного отбора различных литературных произведений по различным аспектам, в первую очередь соблюдая возрастные ограничения. Авторы приходят к выводу, что, в отличие от стратегии вмешательства, развитие литературной компетентности естественным образом направлено на укрепление жизнестойкой позиции детей, подростков и взрослых. Статья иллюстрирована фрагментами художественных произведений, позволяющих увидеть внутренние переживания героев, их реакции и способы проживания экзистенциальных вопросов. Авторы рассматривают чтение подобных произведений как один из вариантов развития ценностно-смысловой и эмоционально-волевой сфер, самопознания и рефлексии, что является важнейшим условием формирования жизнестойкой позиции. |
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): | https://repo.nspu.ru/handle/nspu/4607 |
ISSN: | 2542-1867 |
Располагается в коллекциях: | Статьи |
Файлы этого ресурса:
Файл | Размер | Формат | |
---|---|---|---|
hudozhestvennaya-literatura-kak-.pdf | 278,39 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.