Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://repo.nspu.ru/handle/nspu/3941
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorМухина, С. Е.
dc.date.accessioned2021-06-11T02:31:39Z-
dc.date.available2021-06-11T02:31:39Z-
dc.date.issued2020
dc.identifier.citationМухина, С. Е. Современные представления о характере развития интеллектуальных способностей в онтогенезе / Мухина Светлана Еруслановна //  Развитие человека в современном мире. - 2020. - № 4. - С. 27-35. - Библиогр.: с. 34-35 (25 назв.).. - Текст : разные средства доступа
dc.identifier.issn2542-1867
dc.identifier.othersbo.1732021
dc.identifier.urihttps://repo.nspu.ru/handle/nspu/3941-
dc.description.abstractВ статье раскрывается проблема характера развития интеллектуальных способностей в онтогенезе. Обсуждаются вопросы о влиянии психофизиологических основ интеллектуальных способностей на характер их развития, о закономерностях генезиса, индивидуальных особенностях развития интеллекта. Методологической основой представленного исследования являются работы Б. Г. Ананьева, В. Д. Шадрикова, Э. А. Голубевой, Н. И. Чуприковой, Н. С. Лейтеса, М. А. Холодной. Выделяются нейрофизиологические и генотипические факторы, влияющие на стабильность и изменчивость формирования системы способностей в онтогенезе: уровень активированности нервной системы, скорость проведения нервных импульсов по мозговым нейронным цепочкам, электрофизиологические показатели ЦНС, типологические свойства нервной системы, генетическая близость. Рассматриваются закономерности возникновения индивидуальных различий в способностях: неравномерность, гетерохронность, дифференциация структур способностей. В поддержку гипотезы дифференциации приводятся следующие аргументы: уменьшение роли общего фактора в способностях (Ч. Спирмен), возрастание их специализации с возрастом (Г. Гэррет), увеличение специализации способностей взрослых под влиянием воспитания и опыта (Берт), снижение корреляционных связей между компонентами способностей (Н. И. Чуприкова, Н. Н. Луковников), значительно большая взаимосвязанность отдельных показателей интеллекта у детей-олигофренов по сравнению с нормотипичными детьми (А. Ю. Панасюк). Описываются результаты изучения парциальности общих познавательных способностей как одного из проявлений их дифференциации (С. Е. Мухина). Делается вывод о движущих силах и закономерностях развития интеллектуальных способностей в онтогенезе и перспективах дальнейших исследований этой проблемы.
dc.languagerus
dc.subjectвлияющие на формирование способностей
dc.subjectгенотипические факторы
dc.subjectиндивидуальные различия в способностях
dc.subjectинтеллектуальные способности
dc.subjectонтогенез
dc.subjectпарциальность способностей
dc.subjectпринцип дифференциации в развитии интеллекта
dc.subjectфизиологические факторы
dc.titleСовременные представления о характере развития интеллектуальных способностей в онтогенезе
dc.title.alternativeРазвитие человека в современном мире. - 2020. - № 4. - С. 27-35
Располагается в коллекциях:Статьи

Файлы этого ресурса:
Файл РазмерФормат 
sovremennye-predstavleniya-o-har.pdf247,02 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.